Данила Стригин
Фотосьемка М.Поляниченко

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...

      Радость от приобретения "народного пистолета" - МР-654К почти мгновенно сменяется разочарованием. Каждый купивший такой пистолет обнаруживает, что клапан его магазина требует повышенного внимания, а комплекта прилагаемых к пистолету прокладок хватает только на одну замену. Внутренняя поверхность клапана сделана на редкость грубо, большое количество пистолетов имеет внутренние отверстия в клапане 4,5-5 мм вместо четырех, да еще и со смещением. Естественно, что какую волшебную прокладку ни ставь, пистолет давление держать не будет. Все это из-за отсутствия на "Ижмехе" пооперационного контроля, и контроля качества вообще. Единственная на всю Москву мастерская, где ремонтируются эти пистолеты, завалена ими, и клиенту приходится по месяцу дожидаться, пока очередь дойдет до его пистолета.


      Самый лучший выход - уметь ремонтировать свой пистолет самостоятельно. Для этого вам понадобится сделать или заказать на "стороне" следующие приспособления:

  • отвертку с прорезью в центре - для разборки клапана;
  • отвертку с косым стеблем - для выворачивания подбаллонного винта, соединяющего клапан и нижнюю часть магазина, а лучше - специальный ключ, как показано на фото;
  • направляющий стержень - для предотвращения повреждения передней прокладки срезом штока при сборке.
          Итак, у вас пропускает клапан... Выверните затяжной винт клапана, при помощи направляющего штыря извлеките шток, запорный элемент, пружину, стальную шайбу, переднюю прокладку. Отделите корпус клапана от основания, внимательно осмотрите его изнутри, обратите внимание, какой диаметр имеет сквозное отверстие, оно должно быть не более 4,2 мм, по возможности измерьте его. Осмотрите уступ, на который ложится запорный элемент - задняя прокладка. Наверняка на нем имеются разновысокие заусенцы - одна из причин течи. Их можно устранить мелкой шкуркой, наклеенной на торец стержня соответствующего диаметра. Посадочное место под переднюю прокладку зачищается, и ему придается плоская форма тем же способом.
          Передняя прокладка из прозрачного полиуретана, входящая в заводской комплект ненадежна, так как со временем теряет эластичность. Необходима прокладка из бензомаслостойкой резины. Похожие можно поискать в магазине автозапчастей. Течь может возникать в стыке корпуса клапана и нижней части. В корпусе клапана могут быть углубления двух типов: глубиной 2 и 3 мм. При двухмиллиметровом углублении понадобится дополнительная прокладка из листа резины толщиной 1 мм, при трехмиллиметровом - можно использовать прилагаемую в комплекте прокладку, установив ее вместе с той, что там стояла раньше. При сборке клапана обязательно пользуйтесь направляющим штырем, проверяйте клапан, окуная магазин в воду. При появлении даже намека на пузырьки из загрузочного отверстия повторите операцию по разборке и сборке с заменой прокладок штока. К сожалению, шток и корпус клапана изготавливаются из обычной стали, подверженной коррозии, поэтому при успешной установке баллона в него тщательно протрите магазин.

    Иллюстрация к статье
    (для получения полной картинки - кликните рисунок)
    1. Оправка для сборки и разборки клапанного узла.
    Размеры: диаметр 2,9 мм при длине 10 мм и диаметр 4 при длине 20 мм.
    2. Штатная передняя прокладка
    3. Передняя прокладка из маслостойкой резины.
    Размеры: внешний диаметр 7 мм, внутренний диаметр 3 мм, в сечении 2,2 мм
    4. Ответка с разом 3х3 мм
    5. Ключ, заменяющий отвертку, но более компактный
    6. Ключ для отвертывания соединительного винта. В задней части - шестигранное отверстие под ключ

          Для МР-654К-02, имеющего конструктивно отличный от первых серий клапан, характерны свои дефекты: прокладка затяжного винта клапана слишком тонка, а сам корпус клапана не имеет углубления для надежной ее фиксации. Острым шабером (из треугольного напильника) сделайте внутреннюю фаску примерно 1х1 мм и подберите прокладку из более плотной и толстой резины. Данная модель отличается от первой еще и наличием мелкой сетки в гнезде подбаллонного винта, служащей для предотвращения попадания мусора из баллона на запорную часть затяжного винта и забивания ее. Тем более, что известны случаи, когда в камере клапана нового пистолета находилась заводская стружка, повреждавшая узенькую запорную прокладку. Все модели страдают поломками ударника, фиксирующая шарики лунка в корпусе клапана может быть слишком мелкой или отсутствовать совсем - это приводит к "выплевыванию" при выстреле второго шарика или всех.
          Штоки клапана идентичны в обеих моделях, они требуют полировки и скругления острого переднего среза. Задний бортик должен быть высотой не более 0,2-0,3 мм и также скруглен и заполирован. Материал запорного элемента первых моделей, которых сейчас в эксплуатации огромное количество, выбран также неудачно. Самодельные запорные элементы из плотной черной бензомаслостоикои резины при условии правильной формы задней части штока держат давление просто "магическим" образом. При сборке клапана можно покрыть переднюю прокладку густой смазкой типа ЦИАТИМ-201.
          Наука ремонта этих пистолетов не бог весть как сложна, но ее необходимо освоить, дабы избежать частых визитов в мастерскую.
          Обидно пистолет - сам отличный, заряжать удобно, целик стальной, внешний вид ничем не отличается от боевого, а клапан в том виде, в котором приходит с завода, давление держать не будет. Это проверено. А ведь на руках их находится тысячи.



    Статья взята из журнала "МАСТЕР-РУЖЬЕ" #34/35 99


    Вернуться на главную страницу